Когда ребенок провинился.
Первоклассники Денис и Артем провинились и знали, что их дома ждет наказание.
- Тебя как наказывают? - спросил Денис.
- Придется на четвереньках 15 раз пролезь под столом. А тебя как?
30 приседаний заставят сделать. Это еще ничего. Вот Руслана в наказание заставляют
пол мыть.
Спортивное упражнение - это полезное занятие. но не в качестве наказания. Не стоит также,
наказывая ребенка, заставлять его выполнять какую-либо работу. И уж ни в коем случае
не наказывать чтением или подготовкой домашнего задания. Подобное наказание только вызовут
у ребенка отвращение к труду и к учебе. Лучше, наоборот, наказать его бездеятельностью.
Поверьте, для детей это очень тяжелое наказание - ничего не делать. И еще, уважаемые родители,
помните, что за один проступок достаточно одного наказания. К тому же перед вынесением "приговора"
не забывайте о сроке давности. Запоздалое наказание возвращает ребенка к прежним ошибкам,
тем самым не позволяя ему стать лучше. По той причине о старых проступках - слова. Наказали
ребенка - простили, начинайте жизнь сначала. И не лишайте его заслуженной похвалы,
если он кроме своего проступка успел сделать и что-то хорошее, то лучше отмените наказание.
Не забывайте также о том, что самое страшное наказание - это его ожидание.
Дети верят своим родителям, и все воспринимают однозначно. Слово матери воздействует
на ребенка как прямое внушение. Постоянно называя его лентяем, тупицей, негодяем, не
удивляйтесь, если он таким и вырастет. Возможно, ребенок приложит все силы, чтобы доказать,
что он чего-то стоит. Но при этом пронесет через всю жизнь неуверенность в себе и ощущение
внутренней неполноценности. Поэтому любящим родителям, читающим нотации своим отпрыскам,
следует обратить внимание на формулировку претензий. Не "ты плохой", а "ты сделал плохо".
Не "ты жестокий", а "ты поступил жестоко".
И главное, не унижайте сына или дочь. Ни в коем случае наказание не должно быть
демонстрацией торжества вещей силы над слабостью маленького человека.
Памятка строгим родителям.
Нельзя наказывать и ругать ребенка:
- когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни.
В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;
- когда он ест, пред сном и после сна, во время игры или работы;
- сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например, упал, подрался,
принес плохую оценку;
- если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;
- если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;
- если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены. Гнев, который вы в таком
состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Согласуйтесь, в таких случаях вы попросту
срываете на детях зло.
Несколько "волшебных" способов, как обойтись без нотации:
- попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как он. Прекрасно, если это
будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапический прием. Полезно
также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.
- Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: "Молодцы!
Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала.
А если разобьете и банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят всю эту
красоту - славно будет!"
Ироническая похвала - как стрела: всегда в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.
- Не промахнитесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Нaпример, шалун, играя,
полил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть пол. И дайте ему возможность это сделать.
Таких "волшебных" способов воспитания можно придумать множество. Выбор за вами, дорогие наши родители.
Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас. |